Тайные знаки: откуда черпать идеи для оживления бренда?

С каждым выпуском мы с тобой всё больше и больше погружаемся в то, как устроен бренд. Это понимание нужно для того, чтоб решить — нужно ли тебе или твоей компании выстраивать бренд, или достаточно просто «быть в рынке».

Изначально я хотел посвятить этот выпуск только влиянию именно на визуал, но в итоге получилось несколько шире. Потому тему я назвал именно как оживить бренд, а не как оживить визуал бренда.

В прошлом выпуске я рассказывал про этику бренда — как не нарушать собственную идентичность и что значит честность в отношении брендинга.

Это важная тема, но, как ты понимаешь — не единственная. Сегодня продолжим углубляться. Я размышлял о логотипах, цветах, шрифтах… Почему они у каждого именно такие? С чем связано? Как дизайнер выбирает подходящий вариант? Ведь вряд ли здесь упирается лишь в чувство вкуса, которого иногда, кажется, всё меньше. Почему у Coca-Cola красный цвет, а у Сбера зелёный? Почему у одних компаний вычурные шрифты, а у других — как будто из печатной прессы 80-х. А почему в логотипе треугольник? Не квадрат, не круг, а именно треугольник? И другие символы… Откуда они берутся?

Ни архетипы, ни Tone of Voice не способны ответить на этот вопрос. По крайней мере, касательно символики.

Здесь стоит углубиться в тему прообразов. Ведь под солнцем, чаще всего, ничего нового. Всё давно придумано и лишь циклично повторяется, подстраиваясь под время и повестку.

Зная о том, как использовать архетипы и ToV, ты можешь перейти на следующую ступеньку. Это совершенно иной, более глубокий и абстрактный уровень визуальной идентичности. Давай попробуем вместе разобраться, как понимание прообразов может помочь появлению твоего бренда или его трансформации.

Что же это — прообраз? Один из вариантов трактовки понятия будет таким. Прообраз – это универсальный, повторяющийся образ, идея или символ, который имеет глубокое культурное и историческое значение. Это что-то, что мы интуитивно понимаем, даже если не можем это объяснить словами.

Я бы сказал больше. Прообразом может быть даже некий прототип целой культуры. Давай для примера: я назову несколько известных имён, а ты нажми на паузу и подумай — с чем у тебя ассоциируется каждое имя?

Дионис. Афродита. Ахиллес. Тор. Локи. Будда. Сет. Перун. Лада. Марена… Думаю, продолжать можно бесконечно. От культуры к культуре, от имени к имени перед нами развернётся такой океан информации, что и за день не расскажешь. И это на уровне эмоций. Понимаешь?

Тут действительно следует чётко разграничивать прообраз и архетип. Это совершенно разные понятия. Архетип — он про характер и индивидуальные особенности. А прообраз имеет намного большую глубину. Можно было бы сказать, что это про символические элементы, но на самом деле я бы смотрел ещё глубже. Да, архетип может лишь подкрепить такие элементы, но полноценно суть не передаст даже символ. Тут стоит окунаться именно в мифологию.

Вспомним имена. Ведь, вспоминая мифологических персонажей, возникают совершенно разные ощущения. Одни — ощущение силы, другие — нежности, третьи, возможно, жалости, и так далее, и так далее.

И с известными брендами так же. Одни выглядят и звучат мощно, сильно и уверенно. Другие — легко и воздушно. Третьи заботливо, тепло и уютно. Так в дизайне ли и в нейминге ли дело?

Что способно диктовать бренду его визуальный стиль и манеру коммуникации? Думаю, ты уже догадываешься, куда я клоню. Да. Сегодня речь именно про прообразы.

Не знаю, как об этом говорят профессионалы по построению брендов, но я на практике убедился, что это работает.

Я играл в музыкальной группе. Изначально в основу творчества ребята заложили сюжеты из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Это неплохой вариант, но несколько одноразовый. Как и книга, этот образ передавал лишь небольшую историю. И как только мы бы дошли до конца, мы бы просто не смогли придумать ничего нового. И глубины в этом было бы мало. Просто повествование.

Но однажды всё изменилось. Координально. Мы неосознанно выбрали себе прообраз. Да, мы играли метал и не были скованы рамками «только про добро и светленькое». Потому в качестве прообраза выбрали Лилит. Это давало и нотку демоничности нашему образу, и нужное количество мистики, и повестку «свободы» и разумного феминизма, что для идеологии группы было необходимо. Руководила проектом девочка, как раз исповедующая такой рациональный подход к социальным правам.

Но я к чему. Как только у нас появился такой прообраз, резко изменился весь визуал. Оттенки стали яркими: в красно-фиолетовой гамме. Появилась сценическая бутафория вокруг образа. Даже логотип стала сопровождать «магическая» символика. Костюмы, крой одежды. Изменились и посты в соцсетях. Стали более загадочными и мистическими, тогда как до этого они были просто «фентезийными» в духе выбранного сюжета. Аранжировки в музыке стали более агрессивными, с необычными ходами… В итоге у «просто музыкальной группы» стал формироваться ореол, такой же загадочный, как у выбранного прообраза. Потому что, работая над материалом мы видели: вот она, та самая Лилит, здесь, рядом. Во всём. В жестах, в одежде, в звучании, в манере общаться, везде.

Также было бы с любым другим прообразом. Несмотря на нашу направленность в сюжетах, возьми мы любой другой прообраз, бренд начал бы приобретать совершенно иной характер и другой оттенок.

Получается, что в контексте бренда прообраз — это некая архетипичная фигура из мифологии, истории или культуры, которая служит основой для создания идентичности бренда. Эта фигура должна стать воплощением ключевых ценностей, характера и миссии бренда. И для удобства она представлена в виде конкретного древнего божества или легендарного персонажа.

Я считаю, что выбор такой фундаментальной фигуры определит вообще всё, что будет выстраиваться в бренде. В образе хоть конкретного человека (если говорим о личном бренде), хоть организации.

Можно сколько угодно углубляться в психологию цвета, думать, нужны ли тебе засечки на гарнитуре шрифта и прочих теориях… Но один и тот же цвет, например, в каждой стране воспринимается по-разному. И смыслы в него закладываться могут совершенно разные. Или вообще не закладываться.

А вот легенды — они отточены столетиями. Они живут в коллективном бессознательном, и каждый персонаж из них имеет чёткую и конкретную эмоциональную связь, и характер, независимо от культуры, где он представлен.

Тут есть другой нюанс. Для восприятия такой фундаментальной фигуры аудитория тоже должна быть достаточно интеллектуальной. Если человек не читал мифов, он никогда не поймёт, что заложено в прототип твоего бренда. Но это если афишировать. Ты же можешь пойти иным путём.

Если твой прообраз определяет восприятие твоего бренда, то у него есть настолько огромная мощь и сила, что она невольно будет передаваться твоему детищу. Тебе же стоит лишь следовать выбранному пути.

Возможно, становясь у истоков собственного бренда, тебе нужно начать с собственного просвещения. Когда я упоминаю про мифологию, что тебе вспоминается? Древняя Греция или Рим? Скандинавия? Славянская мифология? А может, Египетская? Или вообще Майя? Или что-то индийское, или, даже, китайское? Сколько мифологий тебе известно? Скольких богов оттуда знаешь? Ясно, что в нашем европейском мышлении мы чаще будем прибегать к образам Древней Греции или Рима. Но на них свет клином не сошёлся.

Вот, возьму себя. У меня такая деятельность, что ни один из древнегреческих или римских персонажей мне не подошёл. Потому что либо подача слишком прямолинейная, либо акцент делается не на тех задачах, ради которых я вообще пытаюсь лезть в бизнес. Либо образы расходятся с моими жизненными ценностями и приоритетами… В итоге мой выбор пал на древнеегипетского бога Тота. Изначально это бог счёта лун и календаря. Он изобрёл письмо, требовал от человека изъясняться правильно. Он был покровителем библиотек и хранителем информации в мире письменных летописей, а позднее — хранителем тайных и магических знаний.

Мало того, что его миссия (нести просвещение и быть грамотным) очень сильно совпадает с моей любовью к созданию полезных текстов. Так ещё и очень удачно накладывается на мой корневой архетип мага. Да и спутники у него вполне для меня подходящие, для раскрытия выбранного образа намного шире. Сиа: спутница Тота, богиня процесса познания (привет мой подкаст с процессом выстраивания бизнеса с нуля на своем примере). Ху, другой спутник Тота, несущий в себе его образ и дух. Сешат — «пишущая». Также, богиня письма. Изображалась с семиконечной звездой на голове: якобы это связано с лунными циклами.

И у меня в заготовках логотипа, как раз, лежит именно семиконечная звезда.

Какие ещё символы я мог бы взять за основу логотипа и фирменной символики, если б у меня вообще не было в голове никаких идей?

  • Очевидно — птица Ибис. Самая узнаваемая фигура Тота. Можно использовать его силуэт, голову или отдельные перья. Символ мудрости и знания.
  • Луна. Полумесяц или полный диск. Ведь Тот связан именно с луной и её циклами.
  • Писало и палетка писца. Символ письменности и учёта. Можно использовать стилизованное изображение этих инструментов.
  • Пальмовая ветвь (которая с надрезами). Обозначает отсчёт времени и лет, а надрезы символизируют знания, полученные со временем.
  • Анкх. Символ жизни, который Тот часто держит в руках. Подчеркивает бессмертие знаний и мудрости.
  • Глаз Гора, который часто ассоциируется с Тотом, как символом защиты и целостности.
  • Всякие числа, ведь Тот — покровитель математики.

И это только отправная точка для идей. А сколько их можно развить, если устроить хотя бы незначительный мозговой штурм?

А если взять ещё окружение Тота — Сиа, Ху, Сешат, то число символов вырастет кратно. Голова человека и лоб, свиток, язык, горло, звук (речь о самих вибрациях), семиконечная звезда… Список можно продолжать.

Далее перешли бы к цветовой гамме. Золотой или жёлтый — символ божественности, интеллекта и мудрости. Основной цвет. Лазурный или Синий — символ неба, воды, истины. Белый — он про чистоту, свет, просветление и новые начинания. Чёрный. Это уже про тайну и скрытую мудрость. Оранжевый или коричневый — про энергию, творчество и стабильность. Красный — сила, страсть, магия и защита знаний.

Вот, архетипу Мага очень подходит фиолетовый цвет. Если связывать его с прообразами, то он может вполне заменить собой красный или оранжевый. И если золотой, помимо описанных образов, несёт ещё и символ богатства, который не совсем пересекается с моими архетипами Хранителя и Творца, то вот сочетание с лазурным либо белым, либо чёрным — очень даже. А как Магу, в качестве символа трансформации, неплохо подойдут, например, градиенты (переходы от одного цвета к другому).

Что получается? Есть набор символов, есть цвет. Чем не основа для брендинга? Причем, как видишь — тут не имеет значения, я решил делать личный бренд или же бренд компании.

Но. Символы известны, в большинстве. По крайней мере, такие популярные как глаз Гора или анкх. Цвета вполне способны усилить нужный мне эмоциональный окрас. И в таком виде, на фоне множества других «просто текстовых» логотипов, при хорошем дизайне мой будет выглядеть весьма презентабельно и взросло.

Дело за малым: составить техническое задание (а часть его я, по сути, описал выше) и отдать в работу.

Вот смотри. Пару примеров из известных брендов. Я, конечно, могу ошибаться, но прообразы я определил, как сейчас расскажу.

Компания Nike. Прообраз — Гермес или Меркурий. О чём они? Верно – про скорость, победу, лёгкость. И логотип Nike тоже стремительный, можно сказать.

Компания Apple. Прообраз Аполлон. Гармония, красота, простота. Перфекционизм, да? Некоторые могли бы сказать, что Apple про Люцифера (изгнанника и бунтаря с упором на просвещение), но Аполлон вполне мог бы подойти. В любом случае, что у одного, что у другого прообраза достаточно внутренней мощи, чтоб распространиться на весь мир в нужном контексте. Что мы имеем в дизайне? Простоту и эстетику, чистые линии, минималистичный дизайн. А в Tone of Voice — элегантность и уверенность.

Ещё один бренд. Red Bull. Прообраз бога Тора. Неудержимая энергия, сила, бесстрашие. Отсюда агрессивный логотип с двумя быками, яркие цвета. И много экстрима с адреналином в их Tone of Voice.

Последний пример. Dove. Думаю, у них прообраз — Афродита. Красота, любовь, забота, женственность, принятие себя. Что ещё можешь добавить в этот список? Вот и получаем в их брендинге достаточно мягкие цвета, чувственные изображения и акцент на природной красоте. Мне кажется вполне логичным расширением прообраза. И Toneof Voice туда же – позитивное отношение к телу, поддержка и вдохновение.

Потому дело за малым – почитать книжек и найти своего «бога».

Лично я сначала разобрался с архетипом, а потом уже начал копать в сторону прообразов, подыскивая соответствие не только архетипу, но и своим занятиям. К слову сказать, когда я это делал, то совершенно не думал о том, что буду разрабатывать финансовое приложение или как-то заниматься продвижением темы брендирования, о чём веду этот подкаст. Изначально я делал это под свой музыкальный проект.

И знаешь, как повлиял выбор прообраза? У меня появилась идея к каждому треку писать короткий рассказ. Тот же про письменность? Вот и я про письменность. Кто из музыкантов делает так же? Я не знаю ни одного. И это моя ключевая особенность от остальных. Жаль, времени в одиночку не хватает, чтоб полноценно заняться соцсетями проекта и его менеджментом. Потому двигается на шаг в пятилетку. Тем не менее, эту идентичность я стараюсь выстраивать.

Вокруг нынешнего моего проекта с бизнес-экспериментом, кстати, я ещё визуалом не занимался. Это будет в процессе. Сейчас я огромное внимание уделяю подкасту и блогу на сайте. А вот до оформления руки ещё не дошли. Увы, в сутках лишь 24 часа.

Так вот. Что же делать тебе?

Для начала пройти тест на архетипы. Познакомиться с собой чуть глубже, чем ты об этом думаешь. Почитай про особенности этих архетипов. Сопоставь со своими реальными жизненными ценностями и вкусовыми предпочтениями — по тем же цветам, например.

Затем устрой некоторый мозговой штурм. Почитай кратко о различных богах в разных культурах. Не ограничивайся одной лишь Грецией или Римом. Выбор тут широчайший. И поверь — в определённый момент ты найдёшь тот образ, который максимально точно соответствует твоему внутреннему миру. Особенно это важно тем, кто строит личный бренд, а не корпоративный.

Составь список «богов», которые могли бы тебе подойти. Представь, как бы мог выглядеть твой бренд с каждым из них. Если бы именно этот персонаж был главным в твоём бренде. И выбери одного ключевого.

Потом можно его протестировать. Показать потенциальные варианты целевой аудитории и понаблюдать за их реакцией. Может, провести прямое тестирование и попробовать выяснить мнение.

В крайнем случае (тут, наверное, тебе придется прям сильно покреативить), если не подошёл ни один из существующих богов или легендарных персонажей, в твоей власти создать собственную вселенную с собственными богами.

Ты представляешь, как можно развернуть бренд, который помимо продукта способен предложить целую собственную вселенную? Мне кажется, это был бы путь куда-то в сторону легендарности.

Я тебя вдохновил?

А теперь давай чуть спустимся обратно на Землю.

Хочу сказать, что не надо выбирать «бога» только потому, что он кажется тебе «крутым». Твой выбор должен быть обоснованным. Это важно. Потому что это тот фундамент, на котором будет выстроен целый небоскрёб. И ноги твоего Колосса не должны стать глиняными. Ведь если ты неверно сделаешь выбор на этом этапе, потом обратного пути не будет. Ребрендинг дико сложная и ужасно дорогая штука. Да ещё и рискованная. Порой проще создать новый бренд, чем координально изменить существующий. На рынке полно примеров не только успешного ребрендинга, погугли эту тему.

Стоит подумать о том, как твой выбор будет воспринят в разных культурах. Потому что тут настолько хрупкая грань, что можно случайно создать мину замеленного действия, которая рванёт в самый неподходящий момент.

Приведу несколько примеров с такими божествами. А ты уже самостоятельно думай, когда будешь выбирать собственный прообраз. При этом заметь — я не агитирую не использовать «спорные» прообразы. Я лишь хочу, чтоб у тебя было понимание, как это может с самого неожиданного ракурса отразиться на репутации выстроенного тобой бренда или сообщества вокруг него. Тут нет запретов. Есть лишь разумное взвешивание рисков.

Да, на этом этапе уже надо думать о рисках. Всегда надо думать.

Итак.

ЛОКИ.

В скандинавской мифологии это весьма противоречивый персонаж. Тем не менее, он является неотъемлемой частью скандинавского пантеона богов. Бог хитрости, обмана, хаоса. Но также и бог трансформации. Он мог быть полезен другим богам, помогая тем в сложных ситуациях. Его роль, хоть и деструктивна, но в конечном итоге может приводить к обновлению и порядку. Хорошо ли быть трикстером? Подходит ли это тебе?

А вот в современном мире, особенно после популяризации Локи в фильмах Marvel, он стал любимцем публики. Несмотря на то, что остаётся антагонистом. Кто он? Харизматичный злодей, бунтарь и аутсайдер, что борется за свою правду? Он скорее антигерой, чем злодей. Уверен, многие местами даже сочувствуют ему.

А вот в христианском мире он однозначно негативный персонаж. Ассоциируется с дьяволом, искушением, обманом и разрушением. Любое его упоминание будет вызывать отторжение у религиозных людей, видящих в Локи воплощение зла.

Беря Локи прообразом своему бренду, можно ориентироваться на молодёжь. Бунтарский дух, нестандартное мышление, творчество, компьютерные игры. Например, бренд одежды для геймеров я бы даже в названии идентифицировал, как «Локи». Ну, или какие-то тонизирующие напитки с акцентом на хитрость и ум.

А, вот, позиционировать на религиозных людей или консерваторов я бы его не стал. Кто купит семейный автомобиль или лекарства бренда «Локи»? Или служба доверия «Локи». Я прям представляю этот поток клиентов, десятой дорогой обходящих такую службу стороной.

Возьмём другое божество. Теперь из Индии.

КАЛИ.

В индуизме Кали одна из самых могущественных и почитаемых богинь. Её амплуа — разрушение старого и отжившего с целью освободить место для нового. Богиня времени, смерти и перемен. Она защищает последователей от зла и дарит им силу. А её свирепый вид — лишь проявление силы и решимости.

В западном же мире она воспринимается как жестокая и кровожадная сущность, а её изображения могут шокировать и отталкивать людей, не знакомых с философией индуизма. Потому, её вполне могут путать с демоническими силами.

Как можно было бы применить её образ в бренде? Я думаю, вполне подошло бы для инновационных технологий, которые призваны полностью заменить старые. Не знаю. Автомобили на ядерной батарейке: вечные и экологичные. Ну, или бренд амулетов и талисманов. Или средств для очищения пространства — всякой бытовой химии. Да, много вариантов.

При этом, видимо, не стоит брать такой прообраз, если хочешь ориентироваться на семейные ценности или детские товары. Или всякую косметику для чувствительной кожи. Здесь будет максимально нелогично.

И последний пример таких спорных персонажей.

БАФОМЕТ.

Очень спорный образ, тем не менее в мифологии он есть и тоже стоит о нём рассказать.

Бренд с таким прообразом мог бы неплохо брать ориентир на нетрадиционные духовные практики или оккультизм. На свободу мысли или альтернативное искусство. Например, для тату-салона или музыкального лейбла (привет металлисты, вы бы точно такое с одобрением приняли).

А, вот, с религиозной аудиторией можно о-о-очень сильно обжечься. Потому что это, прям, совершенно не про традиционные ценности или консервативный образ жизни.

И я не предлагаю называть бренд именем божества. Это слишком прямолинейно, да и названия закончатся мгновенно — слишком много коммерческих организаций на планете, или, даже, в отдельно взятой стране. Но суть и энергия выбранного прообраза будет прослеживаться во всём, если взять это за стратегию построения бренда. Потому, эффект будет ровно тем же. 

В общем, выбирая себе прообраз, важно понимать, кто будет твоей целевой аудиторией. Каковы её религиозные и культурные убеждения. И понимать, что рано или поздно ты в любом случае столкнёшься с непониманием какой-то стороной. Как только наберёшь достаточную известность. Глупцов и хейтеров всегда хватает. О чём говорить, если сейчас даже сарказм некоторые воспринимают прямолинейно и весьма оскорбляются?

Выбирая образ, очень важно понимать, какой контекст и посыл ты закладываешь во всё будущее развитие целого бренда. При этом, даже выбрав «скользкий» прообраз, никто не мешает, во-первых, не произносить его вслух, а во-вторых, выбрать лишь те его грани, которые смягчат негативное восприятие и смогут подчеркнуть положительные аспекты. Тем самым, умышленно избегать спорных интерпретаций. Ведь никто не мешает это жёстко заложить в брендбуке или Tone of Voice твоей компании. Ну, или выбрать другое божество. Это может оказаться проще.

Выбирая прообраз, думаю, стоит быть достаточно чувствительным к культурным различиям. Каким бы ни оказался твой выбор, 100% стоит избегать использования божеств в оскорбительном или неуважительном контексте. Потому что эта дорожка в одну сторону. К беде.

Как я уже сказал выше, популярность рано или поздно столкнёт тебя лбом с ненавистниками или просто неумными людьми. Потому, закладывая любой прообраз — неважно, спорный или нет, — следует быть готовым уметь объяснить его контекст. Ну, и помнить, что выбор непопулярного в каких-то кругах божества — это весьма рискованный шаг. Он может быть оправдан только если ты точно уверен в своей целевой аудитории и хочешь создать бренд, который в нужном направлении ярко выделяется из общей массы.

Как же выбор божества-прообраза может отразиться в Tone of Voice и эмоциональной карте?

Возьмём Афину и Ареса. Афина — богиня мудрости, стратегии и справедливой войны, а Арес — бог войны, насилия и кровопролития. Достаточно контрастные образы?

Ценности бренда с прообразом Афины, думаю, могут сводиться к интеллекту, стратегическому мышлению, справедливости и рациональности. К защите и помощи. Тогда как, с Аресом во главе твой бренд был бы про силу и мощь, напористость, неукротимость, доминирование и бесстрашие.

Я сейчас в нейросеть закинул запрос на эту тему и попросил сгенерировать фразы с ToV для каждого из таких прообразов. Слушай, что получилось.

Афина.

  • Информативный и образовательный тон: «Мы предоставляем экспертные решения, основанные на глубоком анализе и проверенных данных».
  • Рациональный и логичный: «Наш подход — это чёткая стратегия, основанная на объективных факторах и проверенной эффективности».

Ну, и другие. Это может быть серьёзность и профессионализм, поддержка и ободрение, и прочие подобные сочетания. И фразы в духе «достигните успеха, следуя нашему проверенному алгоритму действий». Немного инфоцыгански получилось, но это лишь пример.

А что же у Ареса?

  • Агрессивность и напористость: «Мы сокрушим конкурентов и завоюем рынок!» (а ещё тут явно читается атакующая стратегия — туда бы ещё бюджета хватило! Репозиционирование всегда про «очень дорого»!)
  • Уверенность и бескомпромиссность: «Мы не признаём поражений и всегда идём до конца!»

Достаточно пафосно и амбициозно, но в том и суть такой подачи. Если тебе и твоему бренду она подходит, то почему нет?

Или давай возьмем другой контраст. Афродита и Гефест. Любовь и чувственность против огня и ремесла. Каким будет ToV в этих случаях?

У Афродиты.

  • Соблазнительность и привлекательность: «Раскройте свою красоту и покорите мир».
  • Или игривость и кокетливость: «Позвольте себе немного роскоши и наслаждения»
  • Или нежность с чувственностью: «Почувствуйте прикосновение любви и гармонии»

Тогда как, Гефест мог бы проявляться вот в таких эмоциях:

  • Практичность и функциональность: «Наши продукты — это надёжные инструменты для решения ваших задач»
  • Трудолюбие и упорство: «Мы гордимся своим мастерством и постоянно совершенствуем свои навыки»
  • Или серьёзность и профессионализм: «Мы создаём вещи, которые служат вам долгие годы»

Видишь, насколько сменяется подача и смещаются акценты просто от выбора прообраза? И тут, ведь, я не приводил примеров конкретного продукта. Эти общие и немного мыльные фразы можно применить почти под любой бизнес. Вопрос лишь в том, как ты собираешься подсвечивать своё взаимодействие с клиентами. И как ты будешь выстраивать корпоративные стандарты внутри. Это вообще тема отдельного разговора.

Но вернёмся к базе. Чего делать не стоит?

Никогда не искажай мифы. Нельзя переписывать известную историю в угоду своему брендингу. Потому что это та самая крупица лжи, заложенная в фундамент, которая будет день за днём его разъедать. Понимаешь, чем это грозит? В прошедший вторник я много говорил о честности в брендинге и о вопросах этичности. Так вот — это, как раз, будет пример нарушения этики бренда уже на этапе его старта. Уважай культурное наследие, это положительно скажется на твоей репутации. И если «бог» не твой, просто подумай ещё и выбери подходящего. Например, из смежной культуры — часто бывает, что суть будет та же, а акценты другие.

После того, как определишься, помни, что все элементы бренда, в идеале, должны соответствовать выбранному богу.

Вот, упомянутый ранее Nike. Все элементы их бренда гармонично сочетаются с образом Гермеса или Меркурия. Слоган, логотип, визуальный стиль, ассортимент. Всё подчёркивает скорость, атлетизм, движение и стремление к победе, что целиком совпадает с характером божества. Посмотри их рекламные кампании: фокус там на достижениях спортсменов, преодолении себя, скорости, рекордах. Чем не Гермес?

А, вот, второй пример я выдумал.

Представь себе детское питание с прообразом Ареса. Ассортимент, подчёркиваю, детское питание, каши, пюре и смеси.

Логотип с изображением разъярённого воина с мечом и щитом, выполненный в агрессивных тонах. Слоган «Вырасти сильным воином с детства». А в визуальном стиле — мускулистые младенцы в доспехах, изображения сражений двуручными боевыми лопатками и яркие агрессивные цвета.

И рекламные кампании, подчёркивающие, что «только с нашим питанием ваш ребёнок вырастет сильным и непобедимым». А в роликах — постоянные картины сражений и конкуренции. А?

И, хотя, я не уверен, что найдутся родители, которые с одобрением отнесутся к такому позиционированию, но идентичность представлена очень ярко.

Соответствие выбранному божеству-прообразу критически важно для успеха бренда. Все элементы должны гармонично сочетаться друг с другом и отражать ключевые характеристики выбранного божества. Вообще, как музыкант скажу, гармония должна быть во всём. Не важно, ты продаёшь нижнее бельё, пишешь программный код или создаёшь концепцию личного бренда.

Так вот. В случае, когда соответствия и гармонии нет, бренд начнёт вызывать недоумение, отторжение и недоверие у своей целевой аудитории.

Но если ты понимаешь, что выбор, всё-таки, был ошибочным, есть смысл изменить его. Сразу. Пока на этом фундаменте не выросло нечто несуразное и не вызывающее доверия.

На этом, пожалуй, будем закругляться.

Выпуски я публикую на своём сайте и площадке Mave Digital. И обязательно даю ссылку в своём Telegram-канале Mori Talks. Ссылка на него есть в описании к подкасту.

Делись в комментариях к этому эпизоду, какое божество получилось у тебя и как ты базово видишь визуал своего бренда (можно, даже, выдуманного — не важно). Поиграем. Только обязательно аргументируй «за» и «против». Думаю, почитать интересно будет всем. Расскажи, почему именно такое божество получилось.

А пока ты пишешь комментарии, я удалился писать сценарий следующему выпуску.

В последних эпизодах было так много про Tone of Voice, что я решил посвятить ему следующий.

А на этом всё.

Подписывайся на мои площадки, рассказывай о подкасте друзьям и коллегам, читай блог и добавляйся в Telegram-канал Mori Talks и в TenChat. Не стесняйся спрашивать, от этого может зависеть тематика будущих эпизодов.

До следующего вторника.

Пока!