22 закона брендинга: краткий конспект

Сегодня я искал в книжных магазинах книгу "22 непреложных закона брендинга", написанную Элом и Лорой Райс. Саму книгу не нашёл, зато попались тезисы из неё. В принципе, это то, что мне и было нужно. Кстати не знаю, есть ли такая книга на самом деле, потому что мне её посоветовала нейросеть. Подозреваю, то есть - иначе откуда бы в Сети взяться конспекту?

Это не дословная перепечатка конспекта, а передача его "своими словами". Потому что авторские права. Чужие тексты на этом сайте я не публикую, если не могу предоставить ссылку или гарантировать достоверность источника. Буквально тут переписаны только сами формулировки законов. Подозреваю, что в книге они звучат так же.

Если я где-то ошибся - пиши в Direct в моём телеграм-канале Mori Talks.

Тут, кстати, только 21 закон. Потому что в статье, что я читал, "закон расширения" был указан дважды - в начале и середине статьи. Потому повтор я выкинул.

  1. Закон расширения. Сила бренда обратно пропорциональна его масштабу.
    Если злоупотреблять именем своего бренда, это имя потеряет вес. Не надо ставить его везде подряд. Не следует быть "всем для всех". В моём понимании - лучше несколько относительно узких брендов, чем один широкого профиля. Иначе в долгосрочной перспективе имидж начнёт страдать. Стоит ли расширять линейку продукции или услуг бренда, или лучше создать второй бренд? Это решение надо принимать в ориентире на свой рынок. Всегда думайте, что подумают ваши покупатели, когда увидят такое расширение линейки. Продолжат ли вам доверять?
     
  2. Закон сокращения. Бренд становится сильнее, когда вы сужаете его фокус.
    Даже в одном направлении (например, быстрое питание) можно сузить число продукции и получить результат выше. Как в случае Subway и сэндвичей. Они сконцентрировались на одной единственной задаче, зато сделали всё возможное, чтоб сделать его в максимально возможном качестве. В итоге кто лучшие? Верно. И это работает в любой сфере.
     
  3. Закон гласности. Рождение бренда достигается с помощью гласности, а не рекламы.
    Намного важнее и имеет больше силы то, что потребители говорят о бренде, чем то, что бренд говорит о себе. Реклама нужна лишь для поддержания известности. Новый бренд обязан генерировать позитивное освещение в СМИ, иначе шансы на успех будут стремиться к нулю. Например, хороший способ - стать первым брендом новой категории (хотя её надо ещё придумать).
     
  4. Закон рекламы. После запуска бренд нуждается в рекламе, чтобы оставаться востребованным на рынке.
    Чтобы не потерять позиции на рынке, необходимо быть лидером в своём направлении. И об этом нужно напоминать постоянно, иначе место такого бренда в инфополе займёт новый. И уже он будет лидером. Реклама - хороший инструмент поддержания известности, независимо от того, в каких условиях стартовал бренд. Покупатель должен быть уверен в той мысли, что несёт бренд.
     
  5. Закон слова. Бренд должен стремиться к тому, чтобы завладеть хорошей репутацией у потребителя.
    Слова, которые принадлежат потребителям, должны принадлежать только конкретному бренду - в этом цель. Разумеется, речь о хороших отзывах. Это особенно проявляется, когда между несколькими брендами возникает "война" за такое слово. Например: "безопасность". Или "экологичность", и так далее.
     
  6. Закон авторитета. Решающим ингредиентом успеха любого бренда является его претензия на подлинность.
    Тут приводится пример с Coca-Cola и её рекламной программы "Единственное, что похоже на Coca-Cola, - это сама Coca-Cola", в результате которой потребители поверили и стали все остальные похожие напитки считать имитацией. Лидерство тут понятно за кем. Потому утверждение и доказательство подлинности - приоритетно над всеми остальными. Бренд должен понимать, как он сможет это доказывать.
     
  7. Закон качества. Качество важно, но бренды не создаются только за счёт качества.
    Восприятие качества всегда находится только в голове у потребителя. Видимо, потому между успехом на рынке и сравнительном тестировании брендов почти нет взаимосвязи. Лучше делать одну вещь, но идеально (и при этом дорого, если уверен в идеальности), чем много с низкой ценой. Именно высокая цена позволяет покупателю получить психическое удовлетворение от публичной покупки и осознания (или показа) того, что он пользуется высококлассным брендом. Качество нужно, но акцент здесь несколько на ином.
     
  8. Закон категории. Лидирующий бренд должен продвигать категорию, а не бренд.
    Покупателя волнует не то, какой у него производитель продукта, а то, что он от этого продавца получает. Не важна компания по доставке пиццы, зато важно знать, что её привезут строго через 30 минут. Потому сначала надо развивать такую категорию, а уже продвигая её, получается мощный бренд и быстро растущий рынок. Какую категорию продвигает твой бренд?
     
  9. Закон природы. В конечном итоге, бренд - не более, чем имя.
    В долгосрочной перспективе остается лишь набор из названий разных брендов. Особенно, когда одна и та же ниша на рынке заполняется несколькими компаниями. Сегодня вы придумали идею или концепцию. И бренд уникальный. Но завтра эта идея может быть у многих. И тогда уникальность исчезает. Остаются лишь имена. Потому самое важное, что можно сделать для брендинга - принять решение, как назвать свой продукт или услугу. Ведь, в итоге бренд - это не более, чем название.
     
  10. Закон товарищества. Чтобы создать категорию, бренд должен приветствовать другие бренды.
    У покупателя всегда выбор рассматривается как преимущество. Монополистов не любят. Хотя и чрезмерная конкуренция тоже негативно влияет на потребление. Потому бренд, стремящийся к монополии, должен не только терпеть конкурентов, но и приветствовать их.
     
  11. Закон общих слов. Один из самых быстрых путей к провалу - дать бренду общее название.
    Хорошее правило при наименовании бренда - найти обычное слово, вырванное из контекста, и использовать его для обозначения основного атрибута бренда. Потому что в сознании регистрируются только названия брендов, а общие торговые марки, как правило, исчезают в инфошуме и не запоминаются.
     
  12. Закон компании. Бренды - это бренды. Компании - это компании. Есть разница.
    Название бренда имеет большее значение, чем название компании. Потребители покупают бренд, а не компанию. Потому если название компании используется само по себе, то покупатели будут воспринимать его как бренд. Пример: Coca-Cola. Если необходимо использовать именно название компании, то следует использовать его явно второстепенным образом (что бы это ни значило).
     
  13. Закон суббрендов. При создании брендов суббренды могут разрушить их.
    Суббрендинг - это стратегия внутреннего брендинга, когда происходят попытки продвигать бренд в новых направлениях. При этом часто бывает обещание результата без его обеспечения. Тут надо быть осторожным, потому что такие суббренды могут подорвать доверие к основному бренду. Кроме того за счет распыления на суббренды, теряется сила основного бренда.
     
  14. Закон братьев и сестёр. Есть время и место для запуска второго бренда.
    Суть "семейного" подхода заключается в том, чтобы все родственные бренды были уникальными с собственной индивидуальностью. При этом, следует избегать того, чтоб придать брендам общий стиль или семейный вид. Бренды должны быть неповторимыми и настолько разными, насколько это возможно сделать. Например, такая стратегия может использоваться с целью доминирования над какой-то категорией, в долгосрочной перспективе.
     
  15. Закон формы. Логотип бренда должен быть разработан так, чтоб радовать глаза потребителя и они легко его воспринимали.
    Учитывая физиологию человека и горизонтальное расположение глаз, то и идеальная форма логотипа стремится к горизонтальной: примерно две с половиной четверти ширины и одна единица высоты.
     
  16. Закон цвета. Бренд должен использовать цвет, противоположный цвету своего основного конкурента.
    При выборе брендового цвета или логотипа, часто ориентир берётся на настроение, которое необходимо передать, а не на уникальную индивидуальность. Настроение - важный аспект, но если выбором управляет только настроение или тон, то приоритет у них ниже, чем у других факторов. Только лидер имеет право выбора. По этой причине, лучше создать собственный фирменный стиль, чем использовать правильный символический цвет.
     
  17. Закон границ. Для глобального брендинга не существует барьеров. Бренд не должен знать границ.
    Каждая страна имеет своё уникальное восприятие - потому если бренд с ним синхронизируется, у него появляется шанс стать глобальным. Играя в эту игру, следует обращаться к другому сегменту рынка, а не к его ядру.
     
  18. Закон последовательности. Бренд не создаётся за одну ночь. Успех измеряется десятилетиями, а не годами.
    Меняются рынки, но не бренды. Бренд можно слегка изменить или придать новое направление, но основные его характеристики должны оставаться статичными. Иначе доверие будет подорвано.
     
  19. Закон перемен. Бренды можно менять, но только редко и очень осторожно.
    Если в сознании покупателя за брендом закрепилось определённое восприятие, лучше отказаться от идеи изменять бренд. Это всегда (всё через "очень"): долго, трудно, дорого. А иногда и вообще невозможно.
     
  20. Закон смертности. Ни один бренд не будет жить вечно.
    Иногда решение об окончании существования бренда - лучшее решение. Понимая природу брендинга, легче принимать решения о том, когда пора завершать старый бренд и начинать новый в другой категории.
     
  21. Закон сингулярности.
    Самый важный аспект бренда - его единоначалие (тут я затрудняюсь пока ответить на вопрос, что это значит - пиши в директ Mori Talks, если можешь объяснить кратко и понятно).

Небольшой Post Scriptum от меня.

В целом, как я понимаю написанное выше, это разумный подход и последовательность в своих действиях. И чтоб слова с делом не расходились. Тогда будет и доверие. Но это совсем просто. В целом - да, брендинг он именно про создание уникальной идентичности, а все эти "правила" - лишь подсказки, как её добиться.